Что сдерживало развитие буржуазных отношений

Буржуазная государственность возникла на основе царской. Созда-

ние буржуазного государства означало: а) приспособление царского

аппарата к новым условиям; б) создание буржуазией новых органов;

в) разрушение революционными массами наиболее ненавистных органов

старого аппарата (смещение губернаторов, разгон полиции, изменение

состава органов самоуправления).

Высшие и центральные органы. Важнейшее место в системе орга-

нов государственной власти занимало Временное правительство; буржу-

248

азные революции на Западе приводили к демократизации высших звень-

ев власти - созданию парламентов и ответственных перед ним прави-

тельств. Низовой же аппарат постепенно приспосабливался к новым

условиям. Главной движущей силой Февральской революции в России

быта не буржуазия, а рабочий класс, который в союзе с крестьянством

начал процесс демократизации снизу. Временное правительство никто

не избирал. Оно возникло не по инициативе народных масс. В отличие

от беспартийного царского правительства, в котором каждый министр

был лично ответствен перед царем. Временное правительство формиро-

валось из представителей партий. Боясь потерять поддержку буржуазии,

эсеро-меныпевистские министры проводили те мероприятия, на которые

не решались министры-капиталисты: введение смертной казни на фрон-

те, использование войск против крестьянского движения. Поэтому на-

чавшийся в мае 1917 г. неуклонный рост в правительстве представи-

тельства эсеров и меньшевиков не уменьшал реакционности пра-

вительства, но усиливал его изоляцию от масс, способствовал изжива-

нию у масс иллюзий относительно этих партий, что предопределило

потом падение правительства. Местные буржуазные режимы ему не

подчинялись.

Эсеро-меныпевистское правительство постепенно освобождалось от

опеки Временного комитета Государственной Думы и усиливало натиск

на Советы. К концу лета оно становится откровенно бонапартистским,

так как лавировало между двумя борющимися классами, но отстаивало

интересы капитала. Местные буржуазные режимы ему не подчинялись.

Правительственные кризисы в июле и августе способствовали усиле-

нию личной власти А.Ф. Керенского. После корниловского мятежа в

конце августа и очередного правительственного кризиса для управления

страной была создана внепартийная Директория, или "Совет пяти", во

главе с Керенским, просуществовавшая с 1 по 24 сентября. Директория

пыталась укрепить буржуазный режим, противостоять требованиям ЦК

РСДРП(б) от 31 августа о передаче власти Советам. Только 24 сентября

Керенский сформировал правительство с участием кадетов. Однако по-

литический кризис обострялся: революционное движение ширилось,

организовалась и местная контрреволюция, использовавшая для своих

классовых целей институты государственности. Страна уходила из-под

контроля правительства.

Временное правительство оказалось неспособным управлять страной

ни в период господства в нем кадетов, ни при меньшевиках и эсерах.

Причина этого - контрреволюционный курс правительства в стране, где

углублялась революция.

При правительстве действовали различные вспомогательные и отрас-

левые органы, в которых определялся политический курс в той или

иной области или разрабатывались законопроекты. Часть таких органов

249

сохранилась от старой власти, другие были созданы после Февральской

революции.

Продолжали функционировать Правительствующий Сенат - высший

судебный орган страны, министерства иностранных и внутренних дел,

военное, морское, торговли и промышленности, финансов, юстиции,

путей сообщения, земледелия, народного просвещения, государст-

венного отношений контроля, а также созданные в связи с войной Особые совеща-

ния по топливу, обороне, перевозкам, продовольствию, устройству бе-

женцев. Некоторые из них подвергались реорганизации. Временное пра-

вительство стояло далеко от разрешения вопросов социальной жизни,

но оно не могло не создавать видимости попыток упорядочения трудо-

вых отношений в интересах рабочего класса, разрешения продовольст-

венной проблемы, обеспечения национального равноправия. С этой це-

лью в мае были образованы новые министерства: труда, продовольствия,

почт и телеграфов, исповеданий, общественного призрения. Создание

новых отраслевых органов объяснялось политикой лавирования при- '

шедших к власти меньшевиков и эсеров.

С учетом общих интересов класса капиталистов правительство уси-

ливало государственное вмешательство в частную экономику. Это про-

являлось в установлении монополии государства над особо важными

отраслями производства, в государственных инвестициях в частную про-

мышленность, в предоставлении займов и заказов промышленникам.

Усиление государственного вмешательства в дела частной экономики

объяснялось сравнительно высоким уровнем развития государственного

капитализма и относительной слабостью русской буржуазии. Эти меро-

приятия в государственном строительстве и экономическом регулирова-

нии должны были привести к укреплению государственного и монопо-

листического капитализма в России. О планомерном проведении госу-

дарственного и общественного контроля над производством, транспор-

том, распределением продуктов правительство объявило 6 мая, но успе-

хов добилось только в слабо развитых отраслях.

Аппаратом государственного регулирования экономики стали госу-

дарственные органы, действовавшие совместно с буржуазными общест-

венными организациями или аппаратом русских монополий.

Это была форма сближения буржуазного государства с монополиями

и буржуазными организациями. Таким путем удовлетворялось стремле-

ние буржуазии к установлению контроля над государственной экономи-

кой. Как известно, В.И. Ленин ставил вопрос об использовании аппа-

рата монополий для управления социалистической экономикой, освобо-

див его от капиталистической верхушки1. Эсеро-меныпевистское Вре-

' См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 50.

250

менное правительство, наоборот, укрепляло монополии. Созданные же

для регулирования экономикой Главный экономический комитет и Эко-

номический совет почти ничего не сделали Зато связанные с финансо-

вым и промышленным капиталом Особые совещания по обороне и топ-

ливу проявляли большую активность.

Чтобы успокоить крестьян, которые нередко явочным порядком ре-

шали аграрную проблему, правительство создало Главный, губернские,

уездные и волостные земельные комитеты для подготовки аграрного

законодательства. Однако в эти органы (кроме волостных) вошли по-

мещики, которые срывали их работу.

В политике лавирования Временного правительства важную роль иг-

рало Особое совещание по подготовке Положения о выборах в Учреди-

тельное собрание. Хотя находившиеся в Особом совещании кадеты свя-

зывали с Учредительным собранием надежды на прекращение револю-

ции, они не были заинтересованы в ускорении созыва этого органа, по-

скольку при постоянно усиливающейся большевизации масс выборы не

дали бы им победы. Поэтому кадеты предлагали отсрочить созыв Учре-

дительного собрания до конца войны.

Для подготовки законопроектов, составления заключений по юриди-

ческим вопросам в марте 1917 г. было образовано Юридическое сове-

щание при правительстве. В Юридическое совещание вошли крупней-

шие юристы России. Эшм было обеспечено высокое качество юриди-

ческих актов, принимавшихся правительством. Однако юристы и при-

глашенные в него специалисты были членами кадетской партии, что и

обусловило классовый характер деятельности этого органа. Среди юри-

стов России настолько популярной была партия кадетов, что ее называ-

ли самой юридической партией.

Статус Совещания был определен им самим 22 марта. Не являясь

исполнительным или распорядительным органом, оно играло первосте-

пенную роль в законотворчестве, проводило принципы буржуазной за-

конности, устраняло противоречия между актами, обеспечивало их по-

литическое и юридическое единство.

Юридическое совещание исходило из того, что Россия - страна бур-

жуазная. С этих позиций решались вопросы верховного и местного

управления, автономии, социального законодательства. Выражая инте-

ресы буржуазии. Юридическое совещание вынуждено было считаться и

с революционной обстановкой в стране. Так, оно рекомендовало демо-

кратические выборы, в которых участвовали бы и военнослужащие,

предложило признать утратившими силу Основные государственные

законы империи. В конце сентября Совещание рассмотрело вопрос о

Временном совете республики (парламенте), решительно возразив про-

тив его контрольных функций в отношении правительства, чтобы укре-

251

пить власть буржуазии. Совещание уделило много внимания вопросам

местного управления и самоуправления. В июне — июле оно рассмотре-

ло акты о городских выборах на демократической основе и о введении

земств в неземских губерниях. Эти меры способствовали демократиза-

ции управления в России, но вместе с тем передавали управление мест-

ной буржуазии, расширяли социальную базу правительства.

Резко негативную реакцию в Юридическом совещании вызывали во-

просы автономии, особенно национальной. Попытки создать националь-

ные самоуправления для бурят, киргизов и калмыков были отвергнуты.

Однако оно вынуждено было считаться с политической обстановкой: 27

июля Юридическое совещание рекомендовало предоставить женщинам

право занимать государственные должности, а 25 июля, чтобы сбить

накал крестьянского движения, оно одобрило создание примирительных

камер для разрешения земельных конфликтов: в интересах помещиков

этими органами решение аграрных вопросов было отложено до созыва

Учредительного собрания. В законотворчестве этого периода позитивной

оценки заслуживают Правила об охране лесов и об использовании вод -

единственные акты об охране природы, принятые Временным прави-

тельством.

В качестве своих высших представительных органов буржуазия пы-

талась использовать выросшие из недр распущенной царем Государст-

венной Думы Временный комитет и частные совещания ее членов. Ча-

стные совещания членов Государственной Думы работали до конца ав-

густа. Парламентом они не стали: массы воспринимали их как реликт

прошлого. Однако в них обсуждались все важнейшие вопросы, кандида-

туры министров, губернских комиссаров, прорабатывались политиче-

ские решения Временного правительства с точки зрения интересов

буржуазии и дворянства. Их мнение формально не было обязательным

для правительства, но оно прислушивалось к нему. Так, при введении

государственной монополии на ряд продовольственных товаров прави-

тельство учло замечания, сделанные в этих органах.

Несмотря на прекращение двоевластия, престиж правительства про-

должал падать. Правительство решило созвать в августе Государствен-

ное совещание с заранее подобранным составом, которое должно было

стать эквивалентом Учредительного собрания или парламента. Задача

Совещания - создание "сильной власти", пользующейся поддержкой

всего населения. Это была политическая альтернатива стремлению ра-

бочих передать власть съезду Советов. С поставленной задачей Сове-

щание не справилось, зато подготовило почву для мятежа Л.Г. Корни-

лова. Мятеж был сорван большевиками и Советами при активной под-

держке масс. За создание парламента и укрепление буржуазного строя

взялись меньшевики и эсеры. В последние дни августа они предложили

252

созвать Демократическое совещание для демонстрации единства народа

с правительством и создания "сильной власти". Этим они также хотели

нейтрализовать резонанс, вызванный требованиями большевиков пере-

дать власть Советам. Состав совещания был мелкобуржуазным. В конце

своей работы 22 сентября Демократическое совещание утвердило Все-

российский демократический совет (предпарламент), перед которым

должно было отвечать Временное правительство. Решение Демократи-

ческого совещания не было революционным, так как на очереди уже

стояла задача вооруженного восстания против правительства.

Вопреки решению Демократического совещания лидеры меньшеви-

ков и эсеров пригласили в предпарламент кадетов - самую контррево-

люционную буржуазную партию. Предпарламент начал работу 7 октяб-

ря и стал называться Временным советом республики. Правительство

перед ним не отвечало, так как он сам стал совещательным органом

при правительстве. Большевики отказались участвовать в работе этого

органа.

Таким образом, буржуазия не сумела завершить строительство сво-

его государства: не было парламента и традиционного разделения вла-

стей, не было сильного механизма исполнительной власти. Буржуазию

подавляло революционное движение. Однако она держалась на поверх-

ности политической жизни, так как сумела сохранить и упрочить свои

позиции в экономике. На ее стороне были иностранный капитал, верхи

армии и чиновничества, готовая организация буржуазии в земствах, го-

родских управах, военно-промышленных комитетах.

Буржуазия была заинтересована в некоторой реконструкции госу-

дарственного аппарата, но в условиях революции она боялась, что это

ослабит государство как машину классового подавления. Поэтому бур-

жуазия стремилась сохранить унаследованные от царизма систему,

структуры и кадры государственного аппарата.

Главную же причину своеобразия государственного строительства в

России в 1917 г. следует видеть в том, что оно существенно корректи-

ровалось революционным народом, среди которого усиливалось влияние

большевиков. Пример тому - вынужденный слом ряда звеньев царского

государственного аппарата под давлением революционных масс. Не пре-

терпели изменений в основном те органы, которые не имели непосред-

ственных контактов с массами: центральный и часть местного аппарата.

В мае 1917 г. правительство вынуждено было упразднить должности

членов Государственного совета империи по назначению. В октябре

была распущена неработавшая Государственная Дума и аннулированы

полномочия членов Государственного совета по выборам. В марте -

апреле устранены все товарищи (заместители) министра внутренних

дел: четыре генерал-губернатора, 27 губернаторов, вице-губернаторы,

253

градоначальники, их помощники. Из 14 центральных учреждений Ми-

нистерства внутренних дел осталось только четыре, ликвидированы

должности земских начальников, распущен Штаб отдельного корпуса

жандармов, ликвидировано Главное управление по делам печати, депар-

тамент полиции в конечном итоге был преобразован в Главное управле-

ние по делам милиции. Произошли изменения и в структуре рада су-

дебных органов: в составе Сената 5 марта упразднены Верховный уго-

ловный и высший дисциплинарный суды, а также особые присутствия

Сената, судебных палат и окружных судов, 13 марта - военно-полевые

суды.

Упразднение рада звеньев старого аппарата, вызывавших особые на-

рекания масс, широко афишировалось правительством как демократи-

ческая мера. Но 4 марта оно определило свою действительную политику

в вопросах государственного строительства: сохранить "по возможно-

сти" старый аппарат, его кадры, не допустить создания самочинных ор-

ганизаций - прежде всего Советов рабочих и крестьянских депутатов, а

также мелкобуржуазных органов, создать рад новых органов - комисса-

ров в министерствах и на местах.

Местный аппарат. Заметных успехов Временное правительство до-

билось в реорганизации местного самоуправления. Особое совещание

по подготовке реформ местного управления и самоуправления разрабо-

тало проекты законов о введении земств в неземских губерниях Севера,

Средней Азии, Сибири. Самоуправления должны были стать важным

элементом политической системы буржуазной России. Местное управ-

ление осуществляли также правительственные комиссары и государст-

венный аппарат.

До Февральской революции земства и городские думы избирались на

основе высокого имущественного ценза. Часть этих органов в начале

марта почти по всей стране стала создавать комитеты общественной

безопасности, гражданские комитеты, в которых были представлены не-

цензовые слои буржуазии и небольшое число представителей рабочих

Советов: буржуазия хотела поставить под свой контроль рабочие орга-

низации. По указанию правительства от 15 марта губернским звеном

комитетов общественной безопасности стали их губернские исполкомы,

провозгласившие себя органами местного управления. Но уже в апреле,

убедившись, что эти органы в основном состоят из мелкобуржуазных

элементов, правительство меняет отношение к ним. В казачьих районах

оно сделало ставку на реакционеров из казачьей администрации, отка-

залось финансировать те земства, которые возникли не по инициативе

правительства и оказались слишком демократическими (города Скопин,

Златоуст), не признало сложившиеся в Томской губернии народные

собрания. Правительство стремилось ускорить перевыборы непопуляр-

254

ных цензовых органов самоуправления, чтобы вместе с ними ликвиди-

ровать комитеты общественной безопасности, а по возможности - и

Советы. Выборы состоялись в июле - августе 1917 г.

Реорганизация местных органов проходила под давлением революци-

онных масс при сдерживающем влиянии правящей верхушки. Прави-

тельство 21 мая приняло закон о волостном земстве. Оно одобрило за-

коны о введении земств в раде губерний, 15 апреля ввело всеобщее и

прямое избирательное право с 18 лет для городских избирателей. Орга-

ны самоуправления получили собственную компетенцию (раньше их

дублировал государственный аппарат). Волостным земствам даже были

предоставлены административные полномочия: объявление законов на-

селению, выдача видов на жительство, контроль за выполнением воин-

ской повинности.

Основу правительственного аппарата на местах составляли кадры

чиновников, унаследованные от царизма. Чиновничество было противо-

поставленным народу и послушным верхам орудием дворянского госу-

дарства. Буржуазия воспользовалась революцией, чтобы ввести в состав

органов власти и управления большую группу представителей своего

класса. Как отмечалось, за полгода, т.е. до 27 августа, места чиновни-

ков стали добычей кадетов, эсеров, меньшевиков.

Для контроля за деятельностью государственных органов и органов

самоуправления правительство ввело с 5 марта в уездах и губерниях

должность комиссаров с правами бывших губернаторов. Как правило,

это были октябристы и кадеты из числа предводителей дворянства или

представителей земских управ, избранных на основе высокого имущест-

венного ценза. Отношения комиссаров с исполкомами общественных

организаций сразу же обострились: оба органа претендовали на власть.

Смена комиссаров началась явочным порядком. Исполкомы обществен-

ных организаций заменяли комиссаров-кадетов меньшевиками и эсера-

ми, т.е. представителями мелкой буржуазии. К середине 1917 г. из 55

губернских комиссаров осталась половина, а из 439 уездных комисса-

ров сохранили свои места только 177.

Местное самоуправление строилось следующим образом. Правитель-

ственный аппарат занимался общегосударственными вопросами; связь,

транспорт, финансы, продовольственное дело, а органы самоуправле-

ния - всем остальным. При этом последние не подчинялись админист-

рации. К августу правительство ограничило права комиссаров в отно-

шении органов правительства. С выборными комиссарами массы реша-

ли земельную, продовольственную и другие проблемы. Социальная не-

однородность правительства и местных органов стала одной из причин

развала управления.

255

В развитии буржуазной государственности в России в 1917 г. наме-

тился ряд тенденций. Первая - это децентрализация бюрократически

централизованной России. Децентрализация облегчала местной буржуа-

зии овладение экономикой своих регионов, расширяла возможности в

выборе средств борьбы с революцией на местах, так как в руках бур-

жуазии оказывались суд и милиция. Наконец, децентрализация нужна

была потому, что слабое Временное правительство не справлялось с

управлением огромной страной: были созданы административные авто-

номии в Туркестане и Закавказье. Децентрализации способствовало

нарушение межрегиональных хозяйственных связей в стране в результа-

те разрухи и усиления партикуляризма местного хозяйства.

Другой тенденцией развития буржуазной государственности в России

была демократизация местного управления. Проводимая по инициативе

народных масс, она встречала сопротивление правящих кругов и круп-

ного капитала, так как позволяла трудящимся создавать свои организа-

ции, осознавать свои классовые интересы и объединяться для их защи-

ты. Демократизация способствовала углублению революции и потому

была неприемлема для буржуазных верхов.

В области государственного строительства эта тенденция проявля-

лась в том, что народные массы стали осуществлять демократические

свободы, создавать Советы рабочих и крестьянских депутатов, мелко-

буржуазные комитеты общественной безопасности, которые нередко

становились органами управления. Массы пополняли своими предста-

вителями избранные на основе высшего имущественного ценза старые

органы самоуправления или вовсе заменяли их. Так, по 26 губерниям

России полностью были заменены два губернских земских собрания и

16 уездных, пополнены 16 губернских и 175 уездных земских собраний.

При этом в 115 из 213 уездных земских собраний новых гласных оказа-

лось больше, чем старых. В июне правительство вынуждено было уза-

конить пополнение земских собраний до 50% состава. Демократизация

становилась более действенной, когда расширялись полномочия мест-

ных органов в ходе децентрализации управления.

В совокупности эти тенденции развития буржуазной государственно-

сти в условиях ослабления правительства вели к усилению местных

властей в ущерб центральной власти. К сентябрю 1917 г. правительство

почти не контролировало страну. Одновременно с ростом революции в

центре в отдельных регионах на окраинах укрепились контрреволюци-

онные группы. Образовались местные казачьи, националистические и

другие правительства. В борьбе с революцией они пытались использо-

вать государственные формы — контрреволюционную федерацию

(например, в Сибири, на Северном Кавказе и в Закавказье). С прибли-

жением социалистической революции и в ходе ее федералистическое

256

движение переродилось в сепаратистское. Буржуазные правительства

Украины, Закавказья, Дона, Кубани, Терека, Астрахани, горцев Кавка-

за, Урала, областная Дума Сибири, позже Комитет освобождения Чер-

номорья пытались отделить свои регионы от революционной России.

Таким образом, за восемь месяцев буржуазная государственность в

России претерпела серьезные изменения. 1 сентября монархию сменила

республика, бюрократически централизованная, "единая и неделимая"

Россия стала децентрализованным и в основном демократическим госу-

дарством. Российский унитаризм эволюционировал в сторону федера-

лизма в связи с буржуазным национальным движением и в не меньшей

мере попытками буржуазии отделиться от революционного центра стра-

ны государственными границами. Перерастание Февральской революции

в Октябрьскую привело к появлению в недрах буржуазной государст-

венности деструктивных процессов, расшатывавших и разрушавших ее.

Октябрьская революция завершила этот процесс.

Органы суда и охраны порядка. Судебными органами в России ос-

тавались: Сенат, судебные палаты по уголовным и гражданским делам,

окружные суды, мировая юстиция. В условиях революции Временное

правительство ожесточенно боролось за сохранение и упрочение всего

судебно-прокурорского аппарата. Но демократические веяния отрази-

лись и на нем. По приказу Министерства юстиции от 3 марта в Петро-

градской губернии и во многих городах страны были созданы и действо-

вали до конца двоевластия "временные суды", состоявшие из мирового

судьи и двух заседателей от рабочих и от солдат. В тех 33 губерниях,

где раньше не было мировых судов, 4 мая были введены местные суды с

двумя заседателями. Так как для занятия должности мирового судьи

необходимо было иметь среднее образование, ими могли стать только

представители имущих классов.

Изменился состав военных судов: в них вводились заседатели от

офицеров и солдат, но ускоренный порядок судопроизводства сближал

их с военно-полевыми судами. Провалилась попытка создания дисцип-

линарных судов в армии. Избирать такой суд солдаты часто отказыва-

лись.

После окончания двоевластия в обстановке усиления репрессий бы-

ли учреждены "военно-революционные" суды, состоявшие из офицеров

и имевшие право применения смертной казни. Не связанные с дейст-

вующим законодательством, они стали активным орудием борьбы с ре-

волюцией.

Административный суд был особым органом, созданным для рас-

смотрения конфликтов между органами самоуправления и комиссарами

Временного правительства, а также жалоб на должностных лиц. Адми-

нистративные отделения окружного суда или отдельный суд проверяли

257

лишь законность действий должностных лиц, а не разбирали конфликт

по существу. Назначив в них старых судебных работников, правитель-

ство нейтрализовало демократические черты этих органов.

После Февральской революции полиция была реорганизована в зем-

скую и городскую милицию. Общее руководство ею осуществляло

Главное управление по делам милиции. Органы местного самоуправле-

ния содержали, управляли милицией и выбирали начальников. Прави-

тельству пришлось согласиться с упразднением полиции и жандармерии.

Но оно распорядилось зачислить офицеров этих учреждений в тыловые

воинские части, чтобы иметь их под рукой. Жандармские подразделе-

ния на железнодорожных станциях были переименованы в железнодо-

рожную стражу. В марте 1917 г. правительство дало указание своим

комиссарам подобрать офицерский состав милиции. Так как комисса-

рами были тогда кадеты и октябристы, против этой акции выступили

Советы и мелкобуржуазные органы. Министерство внутренних дел рас-

порядилось проводить набор офицеров в милицию с учетом их стажа

работы (от 4 до 10 лет) по специальности, т.е. в органах полиции, адво-

катуры и пр. Правительственный комиссар имел право перемещать ми-

лицию в другие уезды для борьбы с революцией. Однако эквивалентом

старой полиции милиция так и не стала. По инициативе масс появились

не подчиненная правительству рабочая милиция во многих городах и

крестьянская милиция в ряде губерний страны.

Апрельская конференция большевиков в 1917 г. приняла решение об

отказе правительству в доверии. Правительство и буржуазная пресса

начали травлю большевиков. В Полтавской, Подольской, Бессарабской,

Волынской и других губерниях в апреле - июне прокуратура возбудила

судебные процессы против большевистских агитаторов, хотя в центре

страны, где революционные выступления были более интенсивными,

правительство в то время на такие меры не решалось.

По требованию Петроградского Совета правительство объявило ам-

нистию политическим заключенным. Были выпущены на свободу и аре-

стованные жандармы и полицейские.

Временное правительство сохранило действие старого законодатель-

ства. С окончанием двоевластия оно начало репрессии против больше-

виков на основе Уголовного уложения 1903 г., в которое внесло допол-

нения. Согласно этим дополнениям, к ответственности привлекались не

только те, кто был виновен в посягательстве на свержение верховной

власти, но и те, кто лишал ее возможности осуществлять власть: при

такой формулировке можно было привлечь к ответственности любого

демонстранта. Участникам июльской демонстрации было предъявлено

обвинение в государственной измене. К ответственности привлекались и

"косвенные" участники демонстрации, т.е. те, кто ее одобрял. Поэтому

258

7 июля правительственные органы предписали арестовать руководителей

партии большевиков, В.И. Ленина, хотя они в демонстрации не участ-

вовали. Для расследования событий 3-4 июля была создана Особая

следственная комиссия. Политическая тенденциозность буржуазной юс-

тиции очевидна. Так, по делу о мятеже Корнилова военная прокуратура

сняла все обвинения, по которым могла быть назначена смертная казнь,

связав этим судебные органы.


Закрыть ... [X]

Развитие буржуазных отношений в Европе Нидерландская революция Прическа на короткие волосы с кудрями девочке

Что сдерживало развитие буржуазных отношений Что сдерживало развитие буржуазных отношений Что сдерживало развитие буржуазных отношений Что сдерживало развитие буржуазных отношений Что сдерживало развитие буржуазных отношений Что сдерживало развитие буржуазных отношений Что сдерживало развитие буржуазных отношений Что сдерживало развитие буржуазных отношений