Когда в росписи инициалы

Главная » Барановка » Барановская фарфоровая фабрика. Интернет-изыскания

Залман Шкляр

Барановский фарфоровый завод

http://www.bfz.com.ua

В конце XVII века на Украине, на Волынском Полесье, начало зарождаться фарфоровое производство. Основателями украинского фарфора стали исскустные мастера братья Михаил и Франциск Мезеры.
Желая основать собственное предприятие про производству фарфора Михаил Мезер приобрел в местечке Барановка земельный участок.
При въезде в местечко Барановку видна група строений, имеющих в совокупности вид помещичьей усадьбы,- это фарфоровая фабрика Мезеров. Она расположена под лесом на реке Случь, в одной версте от местечка… Глина вывозилась из-под деревни Кашперовка, что в 12 верстах от Барановки…" — когда в росписи инициалы так описывал Н. Теодорович в своей книге "Историко — статистическое описание церквей и приходов Волынской Епархии", изданной в 1888 г.
На изделия Барановской фабрики обратил внимание царь Александр I.
В Петербурге были представлены вазы, изящно раскрашенные царским вензелем, за что директор фабрики был награжден перснем, а фабрика в 1825 году получила разрешение метить изделия государственным гербом, что свидетельствовало об их высоком качестве.
Последующее развитие фабрики по изготовлению фарфоровых изделий связано с именем Николая Петровича Грипари, котрый приобрел ее в 1895 году и, после случившегося пожара, фактически построил новую фабрику по изготовлению разных фарфоровых изделий для местной надобности, а также огнеупорный кирпич и канализационные трубы.
Периоды подъема сменялись упадком производства.
В 1903 году здесь было занято только 52 рабочих. Так продолжалось до 1905 года, когда сыновья владельца завода заинтересовались им и начали вкладывать средства в постройку новых корпусов. В двадцатом веке предприятие значительно расширилось. Внедрение передовых технологий, перевод печей с твердого на жидкое топлива, а затем на газ превратило предприятие в одного из ведущих производителей фарфоровой посуды.
В настоящее время на предприятии работает более 1,5 тысяч рабочих разных профессий. Особым уважением на предприятии пользуются рабочие династии. Здесь из поколения в поколение передаются любовь к родному предприятию, секреты создания прекрасного фарфора, не уступающего по своему качеству и художественному оформлению лучшим зарубежным изделиям.
Столовые, чайные и кофейные сервизы, разнообразные наборы и комплекты составляют основной ассортимент продукции предприятия. Многие из них экспонировались на международных выставках в США, Канаде, Франции, Германии и других странах.
Экспонаты, хранящиеся в музее, раскрывают историю предприятия, начиная с 1802 года.
Памятные даты истории предприятия:

Март 1802 г. – основание завода.
1825 г — разрешение метить изделия государственным гербом.
Январь 1914 г.- пожар, уничтоживший большинство производственных помещений и складов.
17 ноября 1920 г. – официальное объявление о национализации завода.
Март 1922 г. – восстановление и пуск завода.
Май 1944 г. послевоенный пуск завода.
Март 1952 г. – открытие музея завода.
1973 г. – пуск нового цеха комплексных механизированных линий.
1993 г. – приватизация предприятия и создание коллективного предприятия.
2004 г. –  реорганизация предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

Украинский Фарфор – История/ Статья

http://www.comOk.ru

Барановский фарфоровый завод — одно из старейших фарфоровых предприятий Украины. Он расположен в живописном уголке старны — городке Барановка Житомирской области, который раскинулся на берегах реки Случь.
Завод основан в марте 1802 года Михаилом Мезером (семья Мезер создала первое на Украине производство фарфора в Корце) и с тех пор непрерывно функционирует почти два века. В 1825 году заводу было дано разрешение метить изделия государственным гербом, что свидетельствовало об их высоком качестве.
Последующее развитие связано с именем Н. П. Грипари, который приобрел завод в 1895 году и, после случившегося пожара, фактически отстроил его заново.
Особенностью выпускаемой продукции Украинских фарфоровых заводов было то, что большой популярностью в ассортименте этих заводов пользовались скульптурные статуэтки.
Как правило, они изображали традиционные сцены тогдашней жизни — пастухов и пастушек, сельских жителей, представителей знати. Кроме того, популярностью пользовались фарфоровые трубки в виде мужских и женских фигур. Изготавливались лепные люстры, рамы для зеркал, лепные фарфоровые иконостасы.

Барановка. Зарождение фабрики — 1804. Ликвидация фабрики — 1914

http://www.starocie.waw.pl
Рубрика: «История европейского искусства. Фарфор»

Произведя свои расчеты в Кореце, Михаил Мезер осенью 1803 года вместе с братом Франциском инициируют открытие новой фабрики в Барановке. Расположенная недалеко от Кореца, Барановка находилась на землях Адама Валевского, одного из партнеров фабрики. Имея  вблизи богатые  залежи каолиновой глины (Каолин — белая фарфоровая глина. Толковый словарь русского языка Ушакова-прим. З. Шкляра), а также группу опытных корецких специалистов, в 1804 году Мезер начинает производство. Сначала  Барановка проводит изделия, почти идентичные как в Кореце, различие было только в марках.
Сначала, однако, возможно наносились рисунки индивидуальной разработки  промышленных образцов и стилистики Барановки. Предприятие  стало известным, как  "польское" среди современных фабрик, особенно, в производстве декоративно-прикладных товаров.
Барановка производила весьма  разнообразный ассортимент столового сервиза и галантереи (Галантерея — торговый термин, означающий группу товаров, представляющих предметы туалета и личного обихода (галстуки, нитки, перчатки, шарфы, сумки и др.-прим. З. Шкляра).
Следует заметить, что не хуже корецкиого фарфора, пользовались успехом тарелки больших размеров, чугунки, супницы, соусницы, ажурные корзины и блюда, салатницы, посуда для компотов и маленькие предметы, такие как салфетницы или комплекты-емкости к приправам.
Среди разнообразной продукции, предметом стилистического оформления становилась и оригинальная расцветка.
Особенно ценились также небольшие комплекты для завтрака, для одной или двух особ, которые назывались «тет-а-тет».
Но особой популярностью пользовались восхитительные чашки, которые подразделялись на четыре группы фасонов: цилиндрической формы, высокие на ножке, развальцованные (Расширенные кверху -прим. З. Шкляра) и низкие.
Барановка не обладала множеством печей для обжига фарфора, часто было много брака, особенно в выпускаемых высоких вазах.
В ряде выпускаемой продукции можно выделить также товары аптекарского назначения, которые производились в среде  простых предметов бытового обихода, что свидетельствует о любознательном интересе и идейности моделистов в создании форм.
Стоит обратить внимание также и  на художественные декорации. Изделия сосудов Барановки имели часто яркую цветовую окраску. Самые популярными цветами были золотой, ярко-красный и разных оттенков, например, небесного оттенка.
Основными  популярными мотивами рисунков являлись полевые цветки и букеты: первоцветы, блаватки, маргаритки, незабудки, полевые братики и маки. Другим популярным мотивом были ветки с листьями и желудями, колосья хлеба, а также камыш.
Часто встречаются индивидуально украшаемые сервисы с рисованными монограммами владельцев, гербами и значимыми надписями.
Самым выдающимся достижением в области художнического оформления Барановки являлись миниатюры, рисованные на фарфоре, — пейзажи и виды.
Выделяемым преимуществом миниатюр перед  корецкими изделиями  считалась необыкновенная реалистика живописи, и дополнительным достоинством здесь были наиболее известные польские памятники старины.
Барановские художники украшали их современными рисунками, известными даже сегодня, многими изображениями памятников старины: разрушения замка в Лобзове, замок в Уйазде, святая Сибиллия в Пулавах или вид Королевского Замка.
Возникала также портретная  живопись. Среди наиболее известных миниатюрных работ можно выделить тарелка с изображением полководца Тадеуша Костюшко и герцога Йозефа Понятовского. Среди иных  мотивов, которые встречаются, нужно выделить живопись насекомых и птиц.
Наивысший расцвет и успех фабрики приходится на период 1818-1840 г.
В 1825 году фабрика добивается от царя Александра привилегию метки  своих товаров государственным гербом, это было большим событием. Это принесло  значительную финансовую выгоду, потому что немногие фабрики могли иметь такую привилегию.
Почти также хорошо, как и при Михаиле  Мезере, так и при его сыновьях Северяне, Михаиле и Константине фабрика процветала до 1845 года. Последующие годы этого периода привели многих владельцев к смене собственности, особенно еврейской.
Качество изделий значительно снизилось, что в дальнейшем серьезно повлияло на конкурентоспособность на керамическом рынке.
В 1884 году владельцем фабрики становиться  графиня Казимира Грохольская, которая продает ее в 1895 одесскому купцу, Миколави Грипари. Это был период спада процветающей Барановки — Грипари слабо сбывал продукцию на рынке технической керамики и керамической посуды.
Фабрика просуществовала вплоть до 1914 года.

Где Германия, Китай, — Волынский фарфор выбирай.
Из Кореца посуду везли в Варшаву…

City-Life. Информационный журнал//  Рублика «City history».// N2(30) Февраль 2007

Экспонаты — сновидения, которые порождают иллюзию для души. Всматриваешься в них, как в вечную загадку искусства. Очень уже кокетливо смотрит чашечка на небольшой чайник. Будто говорит: «Не желаете ли, паночку, со мной продефилировать под ручку?» Действительно, фарфор на выставке напоминает живое тело, из которого как будто писходит  внутренняя теплота и свет.
Его родина — Китай. Однако европейцы были вынуждены разрабатывать свою технологию производства посуды из белой глины: мастера из Поднебесной ревностно берегли секреты, которые веками никому не удавалось разгадать.
Рецептуру изготовления фарфора на нашем континенте открыли в 1708 году при дворе саксонского императора Августа, а первая мануфактура была основана в Мейсене в 1710 году (Германия).
А уже в 1789-ом на поприщах исторической Волыни появилась первая украинская фарфоро-фаянсовая мануфактура — в местечке Корец (в настоящее время районный центр Ровенской области), которое вспоминается в Ипатиевской летописи около 1150 года. Местную глину исследовали эксперты в Мейсене: они подтвердили, что она пригодна для изготовления фарфора. Основатель производства князь Юрий Чарторийский заключил контракт из Франтишкой Мезером — будущим первым директором фабрики (он приехал из Польши с братом Михаилом).
Мануфактура существовала как акционерное общество. Его уставный капитал был образован от продажи двадцати двух акций по тысячи злотых (фотокопии их также представленные на выставке). Доход составлял триста злотых на акцию.
Опыты относительно создания рецептуры из глины здесь длились на протяжении пяти-шести лет. Однако они завершились успешно, и на фабрике приняли решение построить помещение для производства фарфора и увеличить количество акций до ста штук.
В конце ХVІІІ века на точильных станках работали тысяча человек. 73 мастера занимались художественной росписью изделий. Интересно, что «Инвентарь корецкого княжества» (1811 год) сохранил имена шести мастеров-живописцев: Ян Тарковский, вдова Сухозанитова, Павел Гусевик, Петр Завадский, Максим Лацимирский, Петр Сухозанит.
Неправда, что среди работников фабрики были много иностранцев из Варшавы и Саксонии. Князь своими средствами вызывал из-за границы лишь двух мастеров, которые, научив ремеслу местных рабочих, вернулись домой.
Специфика технологии изготовления посуды в Кореце в свое время заинтересовала экспедицию Вильнюсского университета. Научные работники даже описали три этапа цикла выжигания сырья. И при этом пользовались терминологией Венской мануфактуры. Не указывает ли это на то, что авторы исследования хотели провести параллель между двумя предприятиями?!
Апробирование материалов осуществлялась в химической лаборатории. Глину толкли в ступах, просеивали, промывали, сушили, мололи на специальных жерновах. Кроме нее, в состав «заправы» добавлялись полевой шпат, кремень, мел. Сырье, замешенное до густоты теста, выдерживали для ферментации в подвалах и погребах.
Работало аж семь печей: две для фарфора, пять для фаянса.
В 1800-ом было изготовлено 28985 изделий, в 1811-ом — в полутора раза больше. Фабрика имела свои подразделения-магазины в Бердичеве, Константинове, Варшаве.
Корецкая посуда экспонировалась на выставках в Москве и Петербурге. Как на других европейских мануфактурах, ее покрытие имитировалось под цвет и фактуру естественных материалов — мрамора, яшмы, красного дерева, панциря черепахи.
На одну из цилиндровых чашек было нанесено панорамное изображение Киево-Печерской лавры.
Нередко фарфор декорировался золотом. В архивах сохранились материалы о том, что в 1831 году администратор фабрики давал поручение подчиненному «ехать в Бердичев для уточнения описания в фарфоровой скамье» и, кроме того, «просить прислать денег… 200 серебром и в золоте 20 на позолоту заказа».
Известно почти 80 клейм этого производителя — всевидящий глаз, разнообразные треугольники, другие фигуры. Поэтому и сегодня легко идентифицировать посуду волынских мастеров.
Производство фарфора начало приходить в упадок после смерти Юрия Чарторийского. Когда княжеское имение досталось его дочери, фабрика теряла заказчиков из-за высоких цен на фарфор и ухудшалось качество. После Франтишека Мезера сменилось три директора, однако дивиденды акционерам больше не выплачивались.

…А в Баранивке его клеймили имперским гербом

Из Кореца Михаил Мезер переехал в Баранивку — в другое местечко Волынской губернии (в настоящее время Житомирская область), которое принадлежало магнатам Любомирским-Валевским. За 50 злотых он купил 320 квадратных метров земли с несколькими домами, кухонным флигелем, погребом и сараем, и организовал фарфоровое производство.
В марте 1802 года здесь начала работать фабрика. Изделия были настолько оригинальными, что Александр I позволил поставлять в Петербург вазы с царским вензелем. Они украшали дворцы императоров и вельмож, служили посольскими подарками. Утонченный рельефный рисунок, нанесение многих редких красок с последующим неоднократным обжигом — это достаточно сложная технология, которая определяет ценность этих ваз. Поэтому неслучайно фабрика получила право клеймить свои изделия имперским государственным гербом.
Сохранились сведения о том, что в 1822 году было изготовлено одиннадцать тысяч тарелок и свыше восемнадцати тысяч других изделий, в 1828-ом — 10,6 тысяч тарелок, 16,2 тысяч пар чашек, 23 тысячи других изделий. Шкала цен в то время была такой: тарелки — от 72 копеек до 1 рубля 45 копеек, чашки, — от 7 рублей 50 копеек до 36 рублей (пара), чайники — от 60 копеек до 18 рублей, ваза — от 5 рублей 40 копеек до 45 рублей. Белый сервиз стоил 42 рубля, с золотыми украшениями — от 87 до 240 рублей.
Интересно, что столовая посуда изготовлялась лишь в гарнитурах.
Кроме глубоких, мелких, десертных, пирожковых тарелок, вазы для супа, две мисок для селедки, салатника, к ним входило пять блюд разной величины, пидливник, «соустерин», кринка для компота с крышкой (Кринка — расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова — Толковый словарь русского языка) -прим. З. Шкляра). Вот сколько тогда были нужно фарфора для того, чтобы сервировать стол «по полной программе»!
В 1838 году польский писатель Юзеф Крашевский в письме к отцу в село Омельно Луцкого уезда хвастался, что из Баранивки для него привезли вазу, салатник, 18 глубоких и 54 мелких тарелок, две кухонных дощечки, столько же мисок и солонок.
В начале ХХ века выпуск столовой посуды и ваз составлял свыше полутора миллионов штук. Например, чайники изготовлялись такие: «Рафаэль», «репище», «грань», «широкая грань», «рококо», «чайник, с каской», «чайник водный», «чайник доливний», «чайник, для шинка». «Конде и роза», «Отелло и Мирель»,
«Рафаэль» — названия молочников. Блюдца и чашки классифицировались так: «гладкие» и блестящие, «конические», «манжет», «гавиленд», «парижские», «американские», «граненые». А диапазон сбыта определялся лозунгом: «По всей России и Сибири».
Приобретя фабрику в частную собственность, коммерсант Грипари так определил главное направление ее деятельности: «Внедрение иностранных новейших моделей изысканных фасонов, чтобы каждый из покупателей мог за невысокую плату приобрести изделие, которое нисколько не будет уступать за прочностью, прозрачностью и обработкой декорации, дорогому заграничному аналогу».
Грипари отправил сына Петра стажером на одно из передовых в то время в Европе керамических предприятий — в Лимож (Франция). Зато оттуда пригласил на работу специалиста по проектированию форм посуды и художника по росписи фарфора. Внимание коллекционеров из всего мира привлекал фарфор из Баранивки на международных выставках: в Венеции (1910 год), Риме (1911 год), Барселоне (1913 год), Лондоне (1913-1914 года).

Барановская фарфоровая фабрика (Украина)

Центральная библиотечная система «Киевская» (г. Москва)
Ресурсы >>>Экспозиции >>>Советский фарфор >>>Фарфоровые заводы

В конце XVII века на Украине, на Волынском Полесье, начало зарождаться фарфоровое производство. Основателями украинского фарфора стали искусные мастера братья Михаил и Франциск Мезеры.
Желая основать собственное предприятие про производству фарфора Михаил Мезер приобрел в местечке Барановка земельный участок.
На изделия Барановской фабрики обратил внимание царь Александр I. В Петербурге были представлены вазы, изящно раскрашенные царским вензелем, за что фабрика в 1825 году получила разрешение метить изделия государственным гербом, что свидетельствовало об их высоком качестве.
Последующее развитие фабрики по изготовлению фарфоровых изделий связано с именем Николая Петровича Грипари, который приобрел ее в 1895 году и, после случившегося пожара, фактически построил новую фабрику по изготовлению разных фарфоровых изделий для местной надобности, а также огнеупорный кирпич и канализационные трубы

Барановский фарфоровый завод им. В.И. Ленина

Л. Матвеев. Отечественная керамика. Сведения о марках и знаках.//Энциклопедия антиквариата. Статьи и справочники. 2004 г.

Марка красная надглазурная штампом — вертикальная стрелка или елочка и буква «Б». Под нею — «1-с» (1-й сорт). Поверх красной марки от руки выполнена аналогичная марка синего цвета с надписью «2 с» (2-й сорт). Изображены на фарфоровом блюдце (диаметр 139 мм). Датировка предмета: 1970-е. Без указания характеристик. Марка опубликована в справочнике: Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 827.
Марка синяя надглазурная штампом — изображение чашки и надпись «2-с» (2-й сорт). Изображена на фарфоровой сахарнице (высота 117 мм; диаметр 118 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е. Без указания характеристик марка опубликована в справочнике: Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 281.
Производство организовано М. Мезером в 1802 году (встречаются даты — 1803 и 1805 годы) в местечке Барановка Новоградволынского у. Волынской губ. (сегодня — Житомирская обл., Барановский р-н, г. Барановка, ул. Ленина, 55).
Впоследствии завод перешел по наследству к К. Мезеру, а затем к его сыну — И.К. Мезеру, который продал производство графине К. Грохольской.
В 1895 году собственником предприятия стал Н.П. Грипари. После 1917-го завод национализирован.
В 1920–1930-х годах производство переходит от воспроизведения старых образцов к советской тематике.
В 1922-м на заводе был выполнен изготовленный специально для В.И. Ленина сервиз, преподнесенный вождю 22 ноября того же года. Одновременно создаются изделия для реализации за рубежом.
В 1990-х завод был преобразован в ОАО, а затем стал коллективным предприятием. Выпускает фарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия (сервизы, отдельные предметы, вазы).
На производстве работали художник М. Котенко и скульптор Ю. Гаврилюк. Литература: Дулькина Т.И. С. 222, 337.; Фарфор. Фаянс. Стекло. С. 35, 139.

Марки заводов//Статья, 2007 г.

http://www.farforporcelan.com

Метки, марки, клейма, знаки – так по-разному называются сигнатуры фаянсовых и фарфоровых фабрик, которые ставились и ставятся на изделиях. Это своеобразная визитная карточка производителя.
Сигнатуры ставятся в определенном месте — по центру дна, под кольцевой ножкой и т. д. Особой строгости в их простановке нет — одни фабрики метили каждое изделие, другие — выборочно, третьи — безо всякой системы. Служат они для обозначения производства, но могут включать инициалы, символы, символические изображения мастера, формовщика, художника, расписывающего изделие, дату изготовления.
Марки бывают двух видов: подглазурные и надглазурные. Подглазурные ставятся на сыром изделии или наносятся штампом до нанесения глазури. Надглазурные ставятся после декорирования и проходят с изделием обжиг.
Марки советского периода проставлялись в нескольких цветах. Высший сорт — красный цвет. Первый сорт — синий, второй — зеленый и третий сорт — черный. Кроме того, проставлялись литеры «С.В» на изделиях высшего качества и цифры «1», «2», «3» соответственно на первом, втором и третьем сортах.

Барановка

Ранними марками были три подглазурные голубые звездочки, расположенные треугольником. Иногда с надписью черным или красным цветом «Baranovka».
С 1820 г. к надписи прибавился черный герб — двуглавый орел неправильного рисунка. Под гербом иногда ставятся буквы «С.М» (Северин Мезер?) и надпись по-русски «Барановка» или по-польски «Baranovca».
С 1830 г. надпись стала сопровождаться датой и фамилией владельца. Все марки ставили от руки, поэтому каждая из них отличается рисунком орла и шрифтом надписи. Редко ставится марка с буквой «В» в разных вариантах.
Во второй половине ХIХ века была надпись «Барановка» выполнялась черной или красной краской.
При Грипари марка имеет несколько вариантов с добавлением надписи фамилии и инициалов хозяина прописными или печатными буквами. Язык русский, польский.
С 1900 г. марка имеет изображение льва, иногда строчные инициалы NPG в разных вариантах.

1922 г.

два треугольника, внутри печатными буквами «Волынское объединение фарфор гос. завод. Барановка».

1923—1924 гг.

прямоугольник: звезда «Барановский фарфорзавод им. Ленина».

1925—1927 гг.

прямоугольник: «ВСЕ УКРТРЕСТ», посередине овал, в нем — серп, молот и буквы «БЗ»; под овалом, внизу прямоугольника — «РЕГ.У.СНХ N 25».

1928—1929 гг.

серп, молот, «ГОС. ЗАВОД им. Ленина, Барановка».

1930—1940 гг.

НКМП УРСР Баранiвский з-д.

1940—1941 гг.

три полукруга: «фарфор ЗД БАРАНIВКА НКМП iм. Ленiна».

1945—1948 гг.

круг, прописными «УФФ», печатное «БАРАНIВКА», в круге звездочка или без нее.

1949—1954 гг.

голубь на шаре, внутри которого «УФТ». Ниже «БАРАНIВКА».

1955—1958 гг.

изогнутая ветвь c листьями, «БАРАНIВКА».

1959 гг.

полукругом «БАРАНIВКА», внутри проставлен сорт изделия.

В закладки



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО : Трудовая книжка (ответы на вопросы) Прически с косами на длинные волосы инструкция

Когда в росписи инициалы Когда в росписи инициалы Когда в росписи инициалы Когда в росписи инициалы Когда в росписи инициалы Когда в росписи инициалы Когда в росписи инициалы

Похожие новости