Правила бережного отношения к природе составить

Скачать файл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 села Унароково

муниципального образования Мостовский район

Номинация:

«Бережное отношение к природе»

Экологический проект «Юные экологи»

Работа выполнена

учителем начальных классов

Вереневой Еленой Васильевной

МБОУ СОШ № 16 села Унароково муниципального образования Мостовский район Краснодарского края, ул. Советская,37

Экологический проект «Юные экологи».

Актуальность темы.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 — 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.
Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Именно поэтому с первоклассниками выбрали экологический проект «Юные экологи». В качестве объекта исследований детьми выбран школьный парк.

Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Тип проекта: познавательно — исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники: ученики 1 класса, классный руководитель.

Образовательная область: экологическое воспитание.

Цель проекта: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом и чувства сопричастности ко всему живому.

Задачи проекта: 1. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

2. Создавать экологически благоприятную среду на территории МБОУ СОШ № 16 для реализации приоритетного направления.

3. Развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы.

4. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Формы: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;

  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;

  • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

I этап.

Формулирование темы проекта

Беседа.

Учитель. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Ученики уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, почему это случилось. Ученики были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившиеся цветы, и те, на которых еще только были бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины (запись слова на доске). Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, вредящих лесу.

Но вот исчезли цветы, не стало тахинов и, естественно, не вылупились личинки. Не вылупились личинки – и некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он стал погибать. И все потому, что ученики, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

Вот тут-то и должна помочь наука экология. А что такое экология? Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к природе, окружающему миру, Земле.

От слова «экология» произошло слово «эколог» (запись на доске слов «экология», «эколог»).

Экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом надо всегда беречь и защищать».

Проблемный вопрос: Как вы думаете, человек сможет прожить без природы?
Почему?

— Природа заботится о нас. Она дает нам все: пищу, одежду, воздух и воду. И мы с вами должны бережно относиться к природе.

— Давайте попробуем ответить на вопрос: « Что может сделать каждый из нас, чтобы наша планета, наша природа сохранились на долгие годы?»
Правила поведения в природе
— Ребята, а вы любите ходить в гости?
Итак, мы отправляемся в гости к природе. А зачем?
Может быть, чтобы услышать пение птиц?
Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?
Чтобы полюбоваться красотой деревьев?
Чтобы насладиться свежим душистым воздухом?
Набрать в лукошко лесных ягод, грибов, орехов.
Да, мало ли зачем мы пришли в гости к природе! Но не забывайте,
вы — в гостях! Вы — в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!
— Человек очень несправедлив порой к матушке- природе, часто обижает её. И тогда можно видеть, как природа просит о помощи.
(показ слайдов: дымящие трубы заводов, свалка на лесной поляне, загрязнение реки, погибшая рыба )
— А знаете ли вы, что:
— бумага до полного разложения в земле будет лежать 2 года,
— консервная банка – 90 лет

— полиэтиленовый пакет – 200 лет,
— стеклянная банка – 2000 лет.
Вдумайтесь в эти цифры!
— А вы знаете основные правила поведения в лесу?
Первое: Не сори!
Второе: Не шуми!
Третье: Не губи!
— Мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

II этап.

  1. Экскурсия в парк

  2. Уборка территории парка.

  3. Класс делится на группы. Каждая группа получает задание:

1 группа — нарисовать запрещающие знаки;

2 группа — изготовить скворечники или кормушки;

3 группа — разучить стихотворения и читает рассказы о природе

Результат работы 1 группы:

Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила, о которых   расскажут ребята.
(Выходят дети, держа в руках запрещающие знаки.)
1. Растениями и цветами можно сколько угодно долго любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения, если их взять в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть  и ядовитые

растения, яд которых не менее опасен, чем змей.

2. С грибами, найденными тобой в лесу, тоже нужно быть очень осторожными. Собирай только известные тебе грибы и обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Не забывай, что многие ядовитые грибы для животных являются лекарством, поэтому не сбивай и не топчи их.

3. Если ты развёл костёр, то уходя, не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком.

  1. Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая была завалена бумажными обёртками. Целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками, уже никому не захочется остановиться. Мусор, который нельзя сжечь, необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.

5. Правильно собирай лекарственные растения, оставляя корни в земле.

  1. Не разрушай муравейники, муравьи — санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

  1. Не лови бабочек – они украшение!

  1. Не губите деревья! Деревья для планеты – как лёгкие для человека. Чтобы дерево выросло, пройдёт не один год, а погубить его можно за минуты.

-Да, ребята, природе в наши дни требуется помощь человека. А начинать можно с малого. Каждый из вас в силах помочь природе, если будет выполнять простые правила, рассказанные ранее.

Результат работы 2 группы:

Присутствие птиц в нашем школьном дворе гарантирует не только природное музыкальное сопровождение в виде чириканья, но и надежную защиту садовых растений от вредителей. Поэтому нужно подкармливать этих пернатых друзей круглый год и мастерить для них жилье в виде скворечников, тогда вашему саду ничего не будет грозить.

Кормушки и  скворечники очень красиво дополнят наш школьный двор, делая его уютнее. Легче всего  купить кормушку либо скворечник в специализированном магазине, но мы решили сделать всё своими руками?

Папа, одного их учеников, вместе с детьми повесил кормушки и скворечники в школьном парке.

Результат работы 3 группы:

— Ребята выучили стихи о природе и подготовили выставку книг о природе в школьной библиотеке.

1 ученик. Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же живая!

2 ученик- Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь. С. Смирнов

3 ученик — Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда! (Л. Фадеева)

4 ученик — Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)

5 ученик — Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)

6 ученик — Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
(М. Крюков)

В школьной библиотеке ребята читают рассказы про животных и птиц, про деревья и растения.

Первоклассники убирают пришкольные клумбы


III этап.

В рамках заключительного этапа природе мы провели внеклассное занятие на тему: «Удивительные деревья». Цель занятия – это расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы. Ребята загадывали загадки, рассказывали о деревьях в сопровождении презентации, а также отметили важность экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нарисовали экологические знаки, составили коллажи.

Вывод: Проблема экологического образования и воспитания существует и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.


Закрыть ... [X]

Помогите! Какие правила бережного отношения к природе ты можешь составить? Как сделать файл script

Правила бережного отношения к природе составить Правила бережного отношения к природе составить Правила бережного отношения к природе составить Правила бережного отношения к природе составить Правила бережного отношения к природе составить Правила бережного отношения к природе составить Правила бережного отношения к природе составить Правила бережного отношения к природе составить